Обзор игры Dying Light: лето, зомби и паркур
Сегодня я расскажу вам о видеоигре Dying Light, которую создала польская студия Techland, ранее подарившая миру такие игры, как Call of Juarez и Dead Island. Как вы понимаете, богатый опыт в разработке игр про зомби у этой студии за плечами уже имеется. Что ж, давайте тщательно изучим их новое творение и оценим качественную эволюцию польских разработчиков.
В отличие от Dead Island, действия новой игры Techland разворачиваются не на острове, а в турецком городе Харран. В этом городе случилась вспышка неизвестного вируса, превращающего людей в безумных зомби. Большая часть населения оказалась заражена страшной болезнью, но небольшая группа людей изолировала себя в высотном здании, которое они между собой называют «Башня». Нет, они не избежали заражения. Все они также являются носителями болезни, но благодаря специальному препарату «Антизину» им удаётся сдерживать проявление симптомов. Они борются за свою жизнь, заботятся друг о друге, совершают вылазки в город за провиантом и спасают других уцелевших жителей Харрана.
Турецкие власти решили обойтись малой кровью для снижения риска эпидемии. Они полностью изолировали город, возведя вокруг него огромную стену и выставив военные кордоны. Время от времени с пролетающих над городом самолётов сбрасывают гуманитарную помощь в виде воды, пищи, предметов первой необходимости и лекарств. Оставшиеся в Харране мирные жители вынуждены существовать между озлобленными зомби с одной стороны и членами преступной группировки Кадира Сулеймана с другой. Этот преступник прибрал к рукам большую часть оружия и столь ценного препарата «Антизин», что резко снижает шансы на спасение любого человека, кто не желает примкнуть к его картелю.
Главным героем игры является Кайл Крэйн, оперативник всемирной организации Global Relief Effort, которая и сбрасывает на Харран гуманитарную помощь. Кайл отправляется в заражённый город для выполнения очень важного спецзадания. Ему предстоит найти преступника, похитившего ценный компьютерный файл, содержащий в себе материалы по разработке вакцины против вируса, поразившего жителей города. Так как процесс разработки вакцины всё ещё не закончен, она может иметь прямо противоположный эффект на заражённых и, вместо того чтобы излечить их, лишь приведёт к возникновению новых жертв.
Оказавшись в Харране, Кайл попадает в довольно опасную для его жизни ситуацию, выбраться из которой ему помогают жители «Башни». Он быстро вливается в коллектив своих новых друзей и вызывается помочь им с поисками лекарств, припасов, параллельно выполняя своё собственное оперативное задание. Вот так выглядит сюжет этой игры. На первый взгляд он весьма незамысловат, но если присмотреться, то становится понятно, что в данном случае очень большую роль играют едва уловимые современными игроками детали вроде характеров персонажей, их личностные проблемы, моральные стороны решений тех или иных героев и так далее. Всё это в своей совокупности приятно отличает Dying Light от предыдущего проекта этой студии, сюжет которого был плоским, как камбала.
Я не просто так заострил ваше внимание на сюжете. Мир игры словно пронизан различными ситуациями и историями, которые позволят вам максимально погрузиться в атмосферу происходящего на экране кошмара. В качестве примера можно упомянуть миссию по поиску лекарственных препаратов для предводителя жителей «Башни». Так как местные аптеки давно разграблены, искать лекарства там попросту бессмысленно. Единственная надежда спасти жизнь боевого товарища – это уговорить местного юродивого поделиться своими запасами. Этот умственно отсталый детина живёт на окраине города. Много лет он ухаживал за своей тяжело больной матерью, а когда она умерла, он отказался принимать правду и каждую неделю ходил в аптеку за новой порцией лекарств для неё. Благодаря этому у него в доме накопился целый склад ценных медицинских препаратов. Но делиться с вами он не захочет, пока вы не достанете ему видеокассету с любимым фильмом его матери, а также коробку шоколадных конфет. Нужно ли говорить, что подобные изыски в условиях зомби-апокалипсиса отыскать будет довольно нелегко?
Вот из таких крошечных историй и состоит игра. При этом подобные сайд-квесты вовсе не обязательны для выполнения. Вы можете играть лишь в сюжетную ветку заданий, которые продвигают сюжет вперёд. Даже внутри «Башни» для вас всегда найдётся работа: кому-то что-то нужно добыть, а можете вообще шататься по Харрану в своё удовольствие, так как игровой мир полностью открыт для вас. Важно помнить лишь, что с наступлением темноты на улицы города выползают куда более опасные твари, чем бесцельно шатающиеся по улочкам зомби.
Разнообразие местной «фауны» вас наверняка порадует. В игре словно переплелись все популярные зомби-произведения, откуда было взято по чуть-чуть. Вот гигантский зомби с кувалдой, убить которого можно разве что взорвав рядом с ним баллон с пропаном. Вот зомби-пироман, который горит сам и поджигает всё вокруг себя. Вот зомби, покрытый ужасными нарывами, который метко плюётся в вас кислотой. Вот зомби-прыгун, от которого вас не спасут ни возвышения, ни высокие стены. А по ночам на вас открывают настоящую охоту такие существа, о которых мне даже вспоминать не хочется.
Главный герой может чувствовать себя в относительной безопасности лишь при свете дня и взобравшись куда-нибудь повыше. Старайтесь максимально быстро освоить навыки паркура, чтобы добираться из пункта А в пункт Б, прыгая с крыши на крышу и не привлекая к себе внимания. Паркур в игре выполнен довольно незамысловато. При помощи всего одной кнопки на клавиатуре или на геймпаде, вы сможете прыгать, цепляться за практически любые выступы, балки, перекрытия, взбираться на них и так далее. Сложного в этом ничего нет, поверьте мне на слово.
По карте города разбросаны так называемые безопасные места, отмеченные пиктограммами в виде домиков. Чтобы разблокировать эти убежища, вам придётся истребить зомби в округе, включить в здании электроэнергию (поменять пробки или просто дёрнуть рубильник), а также обезопасить периметр (закрыть ворота или каким-либо другим способом заблокировать вход в здание). Если во время выполнения задания вас загрызёт зомби или расстреляет мародёр – вы очнётесь в ближайшем убежище. В ваших интересах разблокировать как можно больше таких перевалочных пунктов по всему городу. В убежищах вы также можете спокойно спать, пережидая тёмное время суток. Чаще смотрите на часы главного героя (текущее время можно также увидеть в игровом меню). Темнеет в Харране ближе к 21:00, так что где-то за час до этого начинайте думать о месте для своего ночлега.
В игре довольно любопытная система крафтинга, благодаря которой вы сможете своими собственными руками собрать многочисленные разновидности оружия и вспомогательных предметов вроде аптечек, бомб и даже сюрикенов. Каждое оружие можно апгрейдить при помощи различных модификаторов и ингредиентов, которые, к примеру, могут сделать раны от холодного оружия рваными и кровоточащими. Из обычного обрезка водопроводной трубы вы можете в итоге собрать такой «электровеник», одного вида которого зомби будут пугаться издалека. Всё было бы просто замечательно, если бы не ограниченный срок жизни каждого оружия. Потрепали любимую дубинку – почините. Забыли починить – сломается навсегда, а потом её можно будет только выбросить или продать за копейки. Но бесконечно чинить одно и то же оружие вам тоже не удастся – у всего есть свой срок эксплуатации.
Ингредиенты для крафтинга вы сможете собирать в ходе своих странствий по городу. То тут, то там вы будете встречать различные заброшенные сооружения, заколоченные досками брошенные квартиры, разграбленные магазины, бары, аптеки и прочие заведения. На крышах зданий вы также можете обнаружить чей-то запертый сундук с добром. Для того чтобы его открыть, вам понадобятся отмычки. Процесс взлома достаточно простой, особенно для тех людей, кто хотя бы раз в своей жизни играл в серьёзные ролевые игры. Время от времени вы будете находить чертежи для новых видов оружия или аксессуаров. Их также можно будет приобрести в магазинах или получить за выполнение заданий.
Очень неудобным я считаю отсутствие в игре возможности быстрого перемещения по городу. В эпоху, когда в каждой уважающей себя игре-песочнице есть возможность мгновенно оказаться в любом районе игрового мира, Dying Light такими «плюшками» игроков не балует. Вам придётся миллион раз пробежать весь город Харран от края до края, чтобы пройти игру и выполнить все сайд-квесты. Это может кого-то сильно напрячь, так как львиная доля игры уходит именно на такие перебежки. В игре существует лишь один способ быстрого перемещения между тремя крупными районами города, но он становится активен не сразу, а практически в самом конце игры, что не особо-то и помогает.
Ещё одно спорное решение данной игры: потеря опыта после того, как вас убивают или вы умираете по неосторожности, к примеру, сорвавшись с крыши и разбившись о землю. После каждой смерти с вас снимают определённое количество очков опыта, которые вы зарабатывали потом и кровью. Нет, я понимаю, что нужно как-то мотивировать игроков быть предельно аккуратными и не попадать в переделки. Но это, с моей точки зрения, совсем уж жестоко со стороны разработчиков. С другой стороны, если вы предпочитаете охотиться и заниматься мародёрством в ночное время суток наперевес с фонариком, вам начисляют двойное количество опыта за смелость. Ну, хоть что-то приятное.
Опыт в игре, кстати, начисляют по трём основным показателям: выживание, ловкость и сила. Первое позволит вам развивать свои навыки крафтинга, второе – ещё изящнее лавировать между шатающимися по улицам мертвецами, а третье, как вы уже догадываетесь, поможет проламывать черепа противников словно орехи. Каждое направление имеет своё собственное дерево способностей, прокачивать которые следует с умом. Что выбрать: большую вместительность инвентаря, возможность с разбегу изо всех сил пинать противника или же способность уворачиваться от бегущего на тебя зомби, изящно уходя в сторону? Выбирать только вам.
В игре есть разные игровые режимы. Вы можете играть кооперативно с приятелями, а также соревнуясь друг с другом, выполняя различные задания (к примеру, наперегонки прыгать по крышам города). Есть в игре и довольно забавный онлайновый режим «Будь зомби», когда вам придётся оказаться в роли живого мертвеца, который охотится за людьми. Вы будете не просто обычным зомби, а очень опасным, быстрым и сильным хищником. Против вас будут играть обычные люди, в то время как вы должны будете выследить их и убить одного за другим. Данный режим доступен тем игрокам, кто оформлял предзаказ на Dying Light. Но не переживайте, если вы не относитесь к таким людям, вы всегда можете докупить этот режим отдельно за небольшую цену.
Визуально игра выглядит довольно приятно, если не некоторые шероховатости. К примеру, меня очень удивил тот факт, что большая часть зомби похожи друг на друга. Я имею в виду, что это буквально две или три модели людей, многократно размноженные без каких-либо серьёзных отличий. Привыкайте, что вас постоянно будут окружать совершенно одинаковые лысые девушки-зомби, которые различаются разве что цветом их бикини. Ну да ладно, это разработчикам можно простить. Игра весьма разнообразна в плане игрового процесса, так что на подобные недоработки можно не обращать внимания.
Музыка в игре по большей части выдержана в восточной стилистике. Арабские песнопения перемежаются с саундтреками к фильмам ужасов 80-годов. Атмосфера, как вы понимаете, складывается довольно странная. Но, по сути, к звуку лично у меня претензий не возникало ни разу за игру. Зато весьма порадовала функция версии игры для консоли PlayStation 4, благодаря которой часть игрового звука выводится на динамик, встроенный в контроллер DualShock 4. Когда кто-либо связывается с вами по рации – вы слышите своего собеседника прямо из геймпада, отчего погружение в игру многократно усиливается. Такое вряд ли можно встретить в версиях игры для Xbox One или ПК.
Плюсы:
- Полный приключений восточный город в условиях зомби-апокалипсиса.
- Очень увлекательные и разнообразные задания.
- Интересная система крафтинга и множество видов оружия.
- Разнообразные и весьма экзотические виды зомби.
- Довольно удачное вкрапление в игру элементов паркура.
- Интересные персонажи и их истории.
- Крутой онлайн-режим «Будь зомби» и возможность игры с друзьями.
Минусы:
- Игра довольно сложна для начинающих геймеров.
- Отсутствие быстрого перемещения.
- За смерти отнимают игровой опыт.
- Часто повторяющиеся 3D-модели персонажей.
Игра DyingLight получилась на голову выше своей предшественницы в лице Dead Island. В неё интересно играть, здесь весьма увлекательный сюжет и множество любопытных персонажей. Куча оружия, три дерева способностей, множество секретов, разбросанных по большому и полному опасностей городу Харрану. Если вас ещё не утомила популярная нынче зомби-тематика, а душа просит вас окунуться в ещё один виртуальный зомби-апокалипсис – это идеальная для вас возможность развлечься и отдохнуть от повседневности. Если же зомби вам уже настолько приелись, что вы их видеть не можете – советую вам эту игру обойти стороной, так как благодаря своей сложности нервы она мотает — будь здоров. Я ставлю игре 9 баллов из 10 и признаю тот факт, что ни одна другая игра про зомби после, разумеется, The Last of Us меня так сильно не увлекала. Главное — не забывать простое правило: хороший зомби — это мёртвый зомби. Окончательно и бесповоротно мёртвый. Желательно с проломленным черепом или отделённой от тела головой.
Выражаю благодарность компании «1С-Софтклаб» за предоставленную копию игры. Игра была пройдена на консоли Sony PlayStation 4.