Обзор игры Tekken 7: триумф легендарной серии
2017 год успел порадовать нас двумя замечательными файтингами. Я имею в виду недавний супергеройский эпос Injustice 2, а также крайне необычную игру ARMS от компании Nintendo. Но ветераны жанра затаив дыхание ждали релиза Tekken 7 – игры, вышедшей для японских аркадных автоматов ещё в 2015 году. Их ожидание было вознаграждено сполна. «Турнир железного кулака» возвращается на игровые консоли (PS4 и Xbox One) и PC во всей своей красе, привнося огромное количество нового контента в аркадную версию, а также несколько неожиданных сюрпризов вроде поддержки шлема виртуальной реальности PlayStation VR.
Ненадолго перенесёмся в прошлое к самым истокам. Начало 90-х годов стало ключевым моментом для жанра файтинг, ведь именно тогда на свет появилась игра Street Fighter II (1991). Она заложила основные принципы, техники и системы, активно используемые в большинстве файтингов по сей день. Например, комбинации кнопок для выполнения специальных приёмов, цепочки ударов, несколько персонажей с уникальными стилями боя. На волне успеха этой игры на свет появился первый файтинг серии Mortal Kombat (1992), подаривший миру систему добивающих ударов Fatality, комбо в воздухе (так называемые джагглы), а также сильно задравший планку жестокости в игровой индустрии.
С развитием технологий, разработчики устремили взоры в сторону трёхмерной графики. Первым полноценным 3D-файтингом в истории стала аркадная игра Virtua Fighter (1993), которую позднее портировали для консолей Sega 32X, Sega Saturn и на PC. Вслед за ней появилась 3D-игра Battle Arena Toshinden (1994), впервые позволившая персонажам вырваться из оков перемещения в пределах одной плоскости и нарезать круги по аренам. В этом же 1994 году на свет появилась первая игра серии Tekken для аркадных автоматов. Год спустя её портировали для домашней игровой консоли Sony PlayStation. Именно тогда ваш покорный слуга, будучи ещё школьником, познакомился с «Турниром железного кулака». Я искренне полюбил эту серию, особо не увлекаясь при этом файтингами как таковыми. Было в Tekken что-то необъяснимо притягательное. То, чего не могли предложить остальные популярные в то время серии.
Седьмая часть Tekken проделала долгий путь, прежде чем появиться на игровых консолях и персональных компьютерах. Изначально каждую игру серии обкатывают в японских аркадах и на многочисленных чемпионатах, при непосредственном участии заслуженных ветеранов жанра. Год понадобился разработчикам из Bandai Namco Entertainment лишь для того, чтобы выпустить обновление аркадной версии с подзаголовком Fated Retribution (2016). В обновлённой версии игры был исправлен ряд мелких недочётов, практически идеально выверен баланс персонажей, добавлены новые комбо-удары, дополнительные визуальные эффекты, совершенно новые арены и бонусные музыкальные треки. Ещё год ушёл на то, чтобы адаптировать игру для домашних игровых консолей PlayStation 4, Xbox One и ПК. Не исключено, что в ближайшем будущем разработчики ещё не раз порадуют поклонников серии выпуском DLC с дополнительным контентом.
Изначально я очень хотел написать обзор именно на версию игры для консоли Sony PlayStation 4, ведь она содержит в себе поддержку шлема виртуальной реальности PlayStation VR. В прошлом году, когда я брал интервью у «отца» серии Tekken Кацухиро Харады на выставке «Игромир 2016», специально поинтересовался: на что же будет похож VR-режим в его будущей игре? Харада-сан задумчиво почесал свою бороду и сказал, что изначально они планировали создать совершенно новый опыт битв в виртуальной реальности от первого лица. В итоге от идеи пришлось отказаться, так как реализовать нечто подобное с текущим поколением железа просто не представляется возможным. В итоге наработки в области VR легли в основу симулятора свиданий Summer Lesson, который выйдет для PlayStation 4 на Западе и в Европе позднее в этом году.
В Tekken 7, впрочем, виртуальная реальность тоже представлена в виде двух разных режимов. Первый из них называется «Бой в VR» и представляет собой одиночный поединок между выбранными вами персонажами в виртуальном пространстве. Впервые вы можете навалять кому-то в VR-файтинге, хотя бы глядя на персонажей со стороны. При этом можно замедлять время, чтобы насладиться анимациями бойцов, а также приближать или отдалять игровую камеру. Второй VR-режим позволяет разглядывать персонажей и их анимации со всех ракурсов. Приятный бонус для поклонников, не более того. Но наличие подобных эксклюзивных возможностей в версии Tekken 7 для PS4 всё равно несказанно меня радует. Всё большее число разработчиков заинтересованы в создании контента для виртуальной реальности, и в будущем этот сегмент игровой индустрии будет исключительно расширяться.
Впервые игра предлагает поклонникам полноценный сюжетный режим. Не просто набор концовок для разных персонажей, которые порой не так-то просто увязать между собой, а прямо настоящую сюжетную линию, ведущую игрока сквозь многолетнюю историю вражды внутри семейной династии Мисима. Пересказывать вам события предыдущих игр серии я не стану. Ведь специально для такого случая в Tekken 7 собраны абсолютно все (!!!) сюжетные ролики из предыдущих игр. Вы можете с головой уйти в ностальгию, пересматривая давно позабытые CG-заставки из Tekken, Tekken 2, Tekken 3 и остальных любимых игр. Но и это ещё не всё! В главном меню вы можете обнаружить пункт «Музыкальный автомат», где есть возможность прослушать саундтреки предыдущих частей серии, и даже создать из огромного количества доступных музыкальных композиций собственный плей-лист, после чего заменить им музыкальное сопровождение седьмой игры.
Сюжетный режим носит название «История семьи Мисима» и рассказывает о ключевых событиях серии, то и дело перенося нас в прошлое. Повествование ведётся от лица безымянного репортёра, пытающегося разобраться в сложных перипетиях отношений отца и сына из клана Мисима. Поединки между ключевыми персонажами чередуются с вставками в формате анимированных комиксов, пререндерёнными видео на движке игры, а также роликами, обсчитывающимися в реальном времени. Помимо основных 15 сюжетных глав, игра предлагает нам 28 дополнительных эпизодов из жизни любимых персонажей. Каждая из этих небольших историй по-своему интересна, хоть и длится всего несколько минут, не считая поединка. Со смехом вспоминаю эпизод про ниндзя Ёсимицу, но не хочу портить вам интригу. Всё это веселье вы должны увидеть собственными глазами. Сюжетный режим изобилует крутейшими с точки зрения постановки сценами, когда прямо во время боя игровая камера может, например, улететь в космос и показать Землю с геостационарной орбиты. Пару раз игра даже предлагает вам выполнить крошечное QTE, чтобы ваш персонаж сумел отреагировать на грозящую ему опасность.
Список локальных режимов игры помимо сюжетного включает в себя также аркадный бой, бой с AI-противниками за ящики с сокровищами (внутри них игровая валюта и бонусные предметы), поединки с друзьями на одном диване и режим тренировки. Онлайновая составляющая Tekken 7 содержит в себе ранговые бои с возможностью предварительного разогрева, настраиваемые бои, когда вы можете выставить подходящие вам параметры или найти уже созданный кем-то сеанс, а также – режим турнира. Здесь, ожидаемо, вы можете своими собственными руками создать все условия для проведения полноценного турнира в Tekken 7 или принять участие в чьём-либо чужом мероприятии. Поначалу игра страдала от несколько кривоватого матчмейкинга, когда никак не налаживалось соединение с другими игроками, но разработчики быстро нашли корень проблемы, так что новый патч, выходящий на этой неделе, исправит все шероховатости. Поединки происходят на выделенных серверах, что гарантирует (после установления соединения, разумеется) стабильную скорость связи и минимум дискомфорта. Несколько расстроило меня отсутствие традиционного для предыдущих игр серии beat’em up режима Tekken Force (в Tekken 6 он назывался Scenario Campaign), но, учитывая огромное количество всевозможного контента, на этот недочёт можно смело закрыть глаза.
Для того чтобы облегчить знакомство новых игроков с серией, разработчики создали так называемый «Помощник по сюжету» — систему, позволяющую новичкам зажимать кнопку L1 на геймпаде и, сочетая её с несколькими другими кнопками, воспроизводить сложные спецприёмы без особых усилий. Разумеется, эта вспомогательная кнопка активна исключительно в «сюжетном режиме» и позволяет немного освоиться в игре и понять, как устроена изнутри хитрая механика серии. Прежде чем решиться на сражение с реальными противниками в онлайн-режимах, вам придётся тренироваться если не месяцы, то хотя бы на протяжении нескольких недель (а то и месяцев). Каждый из 36 представленных в ростере игры персонажей обладает уникальным стилем ведения боя, включающем в себя сотни различных комбинаций ударов и спецприёмов. Запомнить всё это и удержать в голове – практически невозможно, поэтому идеальным вариантом будет выбрать какого-либо персонажа и оттачивать своё мастерство именно от его лица.
Среди персонажей, помимо многочисленных перекочевавших из предыдущих игр героев, присутствуют десять дебютантов. Например, член итальянского священного ордена «Лучники Сириуса» Клаудио Серафино, смыслом жизни которого является борьба с демонами. Или латиноамериканка Катарина Алвис, в совершенстве владеющая боевым стилем сават. Но наиболее любопытным из новичков является гостевой персонаж из серии Street Fighter по имени Акума. Думаю, поклонникам файтингов его представлять не нужно. Акума грамотно вплетён в сюжетную линию Tekken 7 и играет в ней далеко не последнюю роль. Его боевой стиль и механика управления разительно отличаются от остальных бойцов, делая персонажа наиболее любопытным из всего ростера. Фанаты Street Fighter смогут чувствовать себя в Tekken 7 как дома. Сказывается многолетняя дружба между создателями этих двух серий. В 2012 году даже вышел «кроссовер» Street Fighter X Tekken, в котором пересекались между собой две игровые вселенные.
В плане основной игровой механики Tekken 7 остаётся верен своим корням. Что-то кардинально менять разработчики просто не решаются, боясь разрушить хрупкий баланс, сформированный в течение более чем двух десятилетий. В новой игре решили отказаться от поединков «пара на пару», которые присутствовали в дилогии Tekken Tag Tournament. Основным нововведением является система Rage. Как только шкала здоровья персонажа снижается до критического уровня, он впадает в состояние ярости и начинает подсвечиваться красным цветом. В этот момент обычные атаки персонажа становится несколько сильнее, но вы можете пожертвовать полученной силой для того, чтобы выполнить одно из двух специальных движений. Первое из них – это Rage Art, когда мощным ударом можно снести большую часть здоровья противника (количество зависит от того, сколько здоровья остаётся у игрока). При этом Rage Art легко прервать обычным блоком. Второе же движение называется Rage Drive, и оно не реагирует на прерывания. После выполнения одной из двух перечисленных атак, состояние ярости прекращается. Ещё одним нововведением является Power Crush – удары, игнорирующие высокие и средние атаки противника, представляя собой нечто вроде Combo Breaker из серии Killer Instinct. В остальном же перед нами тот самый старый добрый Tekken, делающий упор на джагглы, когда вы подбрасываете противника в воздух и при помощи серии ударов не позволяете ему коснуться земли.
Баланс сложности в сюжетном режиме несколько нарушается присутствием нереально крутых боссов. Я просто опешил, когда даже на самом низком уровне сложности (мне нужно было размяться и освоить новые механики) сумел завалить некоторых из них лишь с третьего-четвёртого раза. Порой боссы на какое-то время врубают режим неуязвимости, что превращает поединок в беспощадное избиение вашего персонажа. Окна для нанесения ударов боссам настолько малы, что перехватить инициативу практически невозможно, и вам приходится просто полагаться на удачу и ошибки AI. В онлайновых же режимах с балансом всё обстоит просто безупречно – за это можете не волноваться. Но, как я уже говорил чуть выше, идти сражаться с другими игроками стоит лишь тогда, когда вы с лёгкостью научитесь справляться с компьютерными противниками на высокой сложности. В противном случае вам наваляют ещё до того, как вы успеете что-то сообразить.
Tekken 7 удивляет гибкостью настроек и глубочайшей кастомизацией всего и всея. Вы можете нарядить каждого персонажа на свой вкус. Одежда, аксессуары и прочие «украшательства» приобретаются в специальном магазине за игровые деньги. После того как вы создадите уникальный внешний вид героя, его можно будет рассмотреть под всеми возможными ракурсами в режиме виртуальной реальности. Интерфейс игры также очень гибок. Информационная панель игрока представлена в виде многочисленных вариантов, выполненных в уникальном стиле. Настроить можно даже шкалу своего здоровья, выбрав её из целого вороха вариантов. Получать новые элементы для настройки интерфейса можно как проходя сюжетный режим игры, так и выбивая бонусы в режиме охоты за сокровищами.
Визуально игра смотрится приятно, однако присутствует постоянное ощущение, что вышла она уже более двух лет назад. От себя лично могу отметить довольно странную физику одежды персонажей, когда ткань ведёт себя крайне неестественно, и это прямо режет глаза. Где-то текстурки мутноваты, а где-то трёхмерным моделям ощутимо не хватает многоугольников. Tekken 7 выдаёт стабильные 60 кадров в секунду на всех трёх платформах, однако на базовых моделях игровых консолей разработчики были вынуждены пожертвовать разрешением. У Xbox One разрешение составляет 720р, а у PlayStation 4 – 863p. Более продвинутая PlayStation 4 Pro и мощные ПК выдают честные 1080р. Именно поэтому я настоятельно рекомендую своим читателям играть именно на этих двух платформах, чтобы насладиться максимальным качеством изображения. Разработчики добавили в игру зрелищный эффект замедления времени в момент одновременного совершения противниками приблизительно одинаковых по силе ударов. Кацухиро Харада во время нашего с ним интервью отметил, что сделано это было для того, чтобы повысить напряжение на экране и заставить игроков поволноваться: чей же удар в итоге достигнет цели? На мой взгляд, очень крутое нововведение.
Плюсы:
- Перед нами ощутимо дополненная версия игры с аркадных автоматов.
- Игра обрела столь ожидаемый многими полноценный сюжетный режим.
- 28 дополнительных глав, посвящённых разным персонажам серии.
- Баланс игры, выверенный на протяжении двух лет, просто безупречен.
- Игра обзавелась рядом новых и достаточно любопытных механик.
- Тонкая настройка игрового процесса, интерфейса и внешности персонажей.
- Огромный ростер персонажей с уникальными боевыми стилями.
- Наличие сюжетных видеороликов из всех предыдущих игр серии.
- Возможность сконструировать собственный саундтрек для игры.
- Система «Помощник по сюжету» поможет новичкам влиться в игру.
- Впервые вы можете опробовать Tekken в виртуальной реальности.
- Наличие в игре гостевого персонажа из вселенной Street Fighter.
Минусы:
- Релизная версия игры страдает от ошибок матчмейкинга.
- Из игры бесследно исчез beat’em up режим Tekken Force.
- Графика в игре местами ощущается слегка устаревшей.
- Боссы в сюжетном режиме практически непобедимы.
Tekken 7 – лучшая на моей памяти игра серии со времён практически идеального Tekken 3. Кто-то скажет, что лучшей игрой серии была, есть и будет Tekken 5, но моё сердце принадлежит именно третьей номерной игре франшизы. Разработчики из Bandai Namco буквально завалили игроков огромным количеством всевозможного контента, отчего поначалу даже немного теряешься. Впечатляющее число персонажей, включая Акуму, множество превосходных локаций, музыкальных композиций, архив видеороликов из прошлых частей, полноценный сюжетный режим с бонусными главами, широчайшие возможности для настроек внешности бойцов и интерфейса игры, несколько игровых режимов, способных удовлетворить даже самых капризных игроков. Всё это делает Tekken 7 настоящим подарком для поклонников серии и любителей жанра файтинг. Ставлю игре 9 баллов из 10. В предыдущих двух моих обзорах я пытался отказаться от традиционной балльной оценочной системы, однако читатели буквально завалили меня просьбами вернуть всё так, как было раньше. В итоге — уговорили.