Зачем Apple четыре айпада, а Microsoft и Nokia три планшета на двоих?
Компьютерный рынок в третьем квартале издал отчётливую жалобную ноту: продажи персоналок, всегда подскакивавшие в преддверие нового учебного года, нынче продемонстрировали полное к нему безразличие. Именно сейчас нельзя не спросить: уж не собираются ли планшеты стать новым фаворитом компьютерного рынка?
Грандиозные предновогодние, предрождественские распродажи могут буквально одним росчерком пера сделать очевидным и бесспорным то, о чём мы пока осмеливались только задумываться. И сегодня прозвучали залпы артподготовки к зимней шопинг-лихорадке: сразу три крупных производителя представили свои новейшие планшеты.
Легче, тоньше, в разы быстрее предшествующей линейки и с экраном FullHD, Surface 2 выпущена в двух варианта: просто "2" на ARM-совместимом процессоре и более мощная Pro 2 на x86, работают они соответственно под Windows 8.1 RT и полноценной Windows 8.1.
Для Microsoft это удивительное решение: только-только списав почти миллиард долларов из-за полного отсутствия спроса на планшеты предыдущего поколения, она ставит снова фактически на то же самое, лишь по чуть менее высокой цене (цены теперь начинаются с 450 и 900 долларов соответственно). Но Microsoft не одинока.
Следующей стала Nokia, показавшая на выставке Nokia World в Абу-Даби планшет Lumia 2520 — первый планшет под Windows RT, произведённую не Microsoft (будем считать, что слияние компаний ещё не состоялось).
10.1-дюймовый FullHD экран, ARM-процессор, встроенная поддержка 4G LTE, отличная задняя камера и клавиатура-крышка в качестве "фишек" — за всё это просят 500 долларов.
Это кажется разумным в смысле сравнения с конкурентной моделью от Microsoft, но безумием стратегически. Какой смысл так настойчиво пробиваться на несуществующий рынок? Ведь спрос на планшеты под Windows RT отсутствует, да что там, даже планшетной Windows 8.1 ещё предстоит себя показать!
А ведь есть ещё и Apple. Вчера она показала два новых iPad'а: полноразмерный iPad Air (тоньше и в полтора раза легче предшествующей модели, теперь это самая лёгкая полноразмерный планшет, вес менее половины килограмма; процессор A7 — тот самый скандальный 64-разрядник; цена 500 долларов) и iPad mini (с ретина-дисплеем и опять же чипом A7).
Слухи о "золоте" и сенсоре Touch ID, к счастью, не подтвердились, как не было показано и ничего неожиданного. Последнее обстоятельство позволило отдельным критикам назвать прошедшую презентацию "нон-эвентом", пустышкой. Зато, что несомненно, у Apple, как и упомянутых выше её конкурентов, есть своя порция странностей.
Компания всегда старалась держать "наконечник маркетингового копья" острым: смотря на айфон или айпад, потенциальный покупатель точно знал, какая модель самая свежая, самая лучшая. А теперь — два топовых айфона и... четыре айпада (iPad 2 и mini продолжат выпускать, но уценят до 400 и 300 долларов соответственно)! К чему такая путаница?
Ответ един для всех трёх игроков: чем больше устройств, тем лучше! Идёт подготовка к беспрецедентной зимней кампании, которая может подтвердить статус планшета в качестве равного компьютерам цифрового продукта — и никто не желает рисковать (а "рискнуть" в данном случае означает не предложить покупателям вообще ничего, вместо того чтобы предложить хоть что-то).
Каждый производитель, претендующий на звание законодателя мобильных мод, уже подготовил рождественские подарки: Google, Amazon, Samsung, отметились все! Пока лидером планшетного сегмента остаётся Apple: ею выпущен почти каждый третий продаваемый сейчас в мире планшет. Но Samsung догоняет, наращивая свою долю фантастически быстро (чуть ли не на 300% в год) и уже занимает одну пятую часть в глобальных продажах.
В этой кутерьме хардверные тонкости теряют значение: покупателю больше важны цена, наличие софта и следование привычке — что, в общем, не позволяет прогнозировать сколько-нибудь серьёзные подвижки к лучшему для Windows-планшетов. С другой стороны, Microsoft удалось обособить свою мобильную платформу идейно — внедрив в головы потенциальных покупателей мысль об ориентации Surface/Surface RT на серьёзный, деловой сегмент, офисные применения. И пусть та же Microsoft потеряла на этом огромные деньги, хуже было бы не сделать ставку на планшет вовсе! Не сделать этого сейчас, для производителя означает отказаться от участия в будущих прибылях, которые могут образоваться, когда планшеты обойдут персональные компьютеры по продажам.
Надвигающейся зимой это может случиться впервые, единоразово, но уже через два года аналитики обещают планшеткам несомненное первое место среди цифровых устройств: персоналки останутся там же, где были (менее 300 млн штук в год), а планшетки пробьют 300-миллионный порог — может быть за счёт визуальной новизны, может быть за счёт новых применений оказавшись востребованы в количестве большем, чем старушка PC.
Даже смартфоны, как ожидается, нынче зимой будут обделены вниманием покупателей: симпатизирующие небольшим (но не самым маленьким) экранам и невысокой цене, посетители торговых центров в зимние праздники будут брать в основном планшеты! Следующий же год принесёт и вовсе невиданное: персоналки ещё упадут или останутся там же, смартфоны подрастут на самую малость (около 10%), и только планшеты продолжат набирать стабильные 50 процентов в год.
Так что не обращайте внимания на странности в торговой политике Microsoft ли, Apple, или других вендоров. Просто после двух лет болезни персоналка уступает место новому фавориту.